Одним из путей интеграции различных дисциплин и подходов в здравоохранении является развитие персональной, пациент-ориентированной медицины. В современных условиях этого можно добиться путем развития первичной медико-санитарной помощи на основе использования современных технологий, а также индивидуального подхода с учетом потребностей пациента. Седьмой принцип Алма-атинской Декларации гласит “Граждане имеют права и обязанности активно принимать участие в вопросах управления своим здоровьем, как на индивидуальной, так и коллективной основе”. В Декларации также сказано, что “развитие первичной медицинской помощи … предусматривает самостоятельность граждан и сообществ, а также их повышенную ответственность и активное участие в принятии решений касающихся здоровья …”
Первичная медицинская помощь подчеркивает важность командного подхода, где ключевым вопросом является вовлечение всех игроков системы здравоохранения: потребителей медицинских услуг, врачей общей практики, а также средний медицинский персонал, а не только узких специалистов и администраторов больниц.
Современные технологии предоставляют колоссальные возможности для усовершенствования и реорганизации первичной медико-санитарной помощи на новых принципах, основанных на знаниях и технологиях. Интернет, социальные сети, портативные медицинские устройства, смартфоны и планшетники, а также медицинские приложения к ним значительно расширяют доступность медицинских технологий не только для врачей, но и для потребителей – не медиков. Все это значительно демократизирует здравоохранение, обеспечивая тесное взаимодействие медиков с потребителями медицинских услуг. Доктор Эрик Топол, описал эту тенденцию как «созидательное разрушение в здравоохранении».
Технологии создают новую среду для первичной медицинской помощи, которая, благодаря их использованию, может стать более эффективной. Каждый из нас ежедневно в среднем проводит около 5 часов в Интернете. При этом 77 процентов пользователей заходят в интернет в поисках медицинской информации. В 2013 Google зарегистрировал 30 миллиардов поисковых запросов по медицинской тематике. Сравнительный анализ оценки распространенности гриппа на основе обращаемости к поисковику Google и регистрации случаев заболевания Центрами по контролю заболеваний США (CDC) показал, что в последние годы Google опережает официальную статистику касательно времени оповещения о начале эпидемии.
Электронные записи пациентов помогают уменьшить число ненужных обследований и процедур, высвобождая время на действительно необходимые высококачественные и эффективные медицинские вмешательства. Специализированные социальные сети для медицинских работников, такие как Doximity, позволяют врачам общей практики иметь такой же доступ к медицинской информации, который имеют специалисты. Первичная медицинская помощь, основанная на применении современных технологий – это эффективный способ укрепить сотрудничество среди различных секторов здравоохранения.